Из «Сколково» с победой!
C 3 по 6 апреля в технопарке «Сколково» проходил Фестиваль виртуальной и дополненной реальности VR/AR Fest-2019, в котором приняла участие команда «IROPE» из Магнитогорского «Кванториума». И вернулась с победой! Но обо всем по порядку.
Что за VR/AR Fest?
Фестиваль виртуальной и дополненной реальности #VRARFest организуется Фондом новых форм развития образования (основателем сети детских технопарков «Кванториум»).
- Основные цели этого фестиваля как образовательные, так и социальные. Одна из главных – помочь участникам улучшить их навыки и предоставить возможность юным экспертам зарекомендовать себя перед будущими партнерами. Ребята, которые не один год работают в «Кванториумах», уже продавали свои идеи, а также выходили на крупные коммерческие заказы. Таких участников довольно много. У детей очень незамутненное сознание, поэтому они мыслят не шаблонно, а их технологические решения действительно крутые! - так рассказывает о целях проведения Фестиваля Ирина Кузнецова, федеральный тьютор Фонда по направлению «Виртуальная и дополненная реальность» и главный организатор фестиваля.
В этот раз Фестиваль был еще более масштабным: более 350 участников из 50 регионов России и 11 треков от партнеров - российских и зарубежных компаний, работающих в сфере дополненной и виртуальной реальности.
Над треками от партнеров в рамках VR/AR-хакатона участники работали 3 дня, а 6 апреля состоялась выставка высокотехнологичных VR/AR-продуктов, в образовательной, культурной, медицинской, промышленной и социальной сферах партнеров фестиваля, среди которых были такие известные российские и международные компании как HTC, Samsung, Epson, РЖД, Консорциум Центра НТИ по нейротехнологиям и VR/AR, ключевые вузы РФ (МГУ имени Ломоносова, ДВФУ, МАИ и пр.).
Но не будем забегать вперед. Вернемся к трекам хакатона. Уровень задач в рамках треков был подобран так, чтобы все – от начинающих до очень опытных – могли принять участие в хакатоне, чтобы каждому нашлась тема, которая его зацепит и вдохновит.
Первый день хакатона был посвящен общению с партнерами, представляющими треки, выбору конкретного направления, погружению в проблемную область, уточнению требований заказчика и распределению задач между участниками команды.
Про нашу команду
В команде IROPE, представляющей на #VRARFest магнитогорский детский технопарк «Кванториум», 4 кванторианца из группы VR-8: Егоров Михаил, Красильников Георгий, Радионов Андрей, Сиргалин Роман (ребята учатся в 9 и 10 классах Магнитогорский городской многопрофильный лицей при МГТУ им. Г.И. Носова).
Наставники магнитогорского «Кванториума» Курзаева Любовь Викторовна и Усатая Татьяна Владимировна давно отметили эту сплоченную, работоспособную команду, которая умеет ставить перед собой цели, распределять задачи и согласованно достигать результата в ограниченное время. А это именно те, качества, которые во многом обеспечивают хороший результат на хакатонах, когда в ограниченное время командам-участникам предстоит погрузиться в новую для них проблемную область и представить работающий прототип решения проблемы.
Про выбор трека
Непростой выбор стоял перед ребятами: тема должна была «цеплять» всех, также стоило учесть имеющиеся знания и навыки, оценить время на приобретение новых необходимых скиллов.
Взвесив все за и против, пообщавшись с партнерами хакатона, ребята остановились на треке от Объединенной авиастроительной корпорации и Московского Авиационного Института. За два с небольшим дня им предстояло разработать прототип системы, позволяющей обучить техников осуществлять работы технического обслуживания шасси самолета Sukhoi Superjet-100 с использованием технологий VR/AR.
Заказчик поставил перед командами, выбравшими этот рек, и ряд условий:
- решение должно приводить у повышению эффективности обучения персонала / к повышению эффективности обслуживания шасси в режиме реального времени;
- должна быть возможность использования официальной документации.
Про работу
Разработку решили вести сразу по двум направлениям:
- в виртуальной реальности сделать обучающее приложение для подготовки специалистов, занимающихся техническим обслуживанием шасси (3d модель шасси, сборка-разборка, работа с листами документации);
- разработать мобильное приложение с дополненной реальностью для технического персонала по обслуживанию данного шасси, позволяющее ускорить процесс технического обслуживания шасси и сделать его более наглядным.
- Сиргалин Роман - 3d-моделлер,
- Егоров Михаил, Красильников Георгий – разработчики VR-приложения;
- Радионов Андрей - разработчик AR-приложения.
Роли в команде IROPE распределились следующим образом:
Два дня и две ночи интенсивной разработки, обсуждений, получения новых знаний и мгновенного их использования на практике. Хакатоны учат эффективному добыванию знаний и эффективному их использованию. И этим они очень полезны всем - от мала до велика.
Про результат
В конце третьего дня все 5 команд, участвующие в треке от ОАК и МАИ, представили свои проекты для защиты федеральным тьюторам сети федеральных детских технопарков «Кванториум». Вечер и ночь на последние доработки – представление разработанного прототипа заказчику, которого представляли Андрей Патраков, и Артур Арутюнов, эксперт по эксплуатации самолётов из крупной международной группы авиакомпаний.
Понятно, что за время 3-х дневного хакатона, разработать полноценное приложение, для таких технически сложных задач невозможно. Но получить работающий прототип с некоторыми упрощениями – можно!
В прототипе VR-приложения для подготовки специалистов, занимающихся техническим обслуживанием шасси, команды IRope, сделана 3d-модель шасси, предусмотрены процессы последовательной сборки и разборки, работа с листами технической документации.
В прототипе АR-приложении для сопровождения реального процесса технического обслуживания шасси, ребята из команды IRope предусмотрели возможность вывода на экран планшета, смартфона или очков дополненной реальности 3d-моделей узлов, поясняющей информации и официальной технической документации. Куда лучше использования многостраничной и многотомной документации.
Не обошлось без сложностей. Требует доработки функционал VR-приложения, не до конца решена задача с распознаванием 3d объектов AR-приложением. Cофтовый и хардовый опыт, которые получили участники VR/AR-хакатона, просто неоценим! Ребята попробовали общаться с реальным заказчиком, ориентироваться в разработке на его требования и разбираться в предметной области и VR/AR-технологиях в экспресс режиме.
Про одну большую команду
Познакомились с работой разных наставников и командами из других регионов. Помогали им и помогали они. Огромная заслуга организаторов Фестиваля в том, что все участники и наставники стали частью одной большой команды, ведь главная цель VRARАFest’а - не победить соперника, а продвинуть себя и технологию виртуальной и дополненной реальности на новый уровень!
И всем вместе участникам, гостям и партнерам Фестиваля дополненной и виртуальной реальности 2019 в Сколково это удалось!
P.S. Подробнее о решениях, представленных на выставке в последний день #VR/AR Fest-2019, мы расскажем в одной из следующих статей.