Иллюстрация математических закономерностей на примере практикоориентированных кейсов
В постоянно меняющемся мире образование не стоит на месте. За последние 20 лет в РФ сегмент образования сильно изменился: учитель перестал быть обычным носителем «сухой» теории, которую он передает своим ученикам в виде параграфов и заданий в учебнике. Данный метод имеет свои плюсы, но практическое применение в таком виде найти достаточно сложно. В связи с этим интерес учеников к техническим наукам (например физика, химия, тем более математика) в определенное время снизился. В современном мире дети пытаются найти практическое применение своим знаниям, поэтому основная задача учителя – находить такие задачи, мотивировать учеников на самостоятельную работу, чтобы ребенок смог проявить свои способности и в дальнейшем развивать их.
В этой ситуации преподаватели могут воспользоваться кейс-технологией, которая возникла относительно недавно. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.
Кейс-метод позволяет детям почувствовать проблему и найти способ её решения. В данном случае преимуществом кейс-метода является то, что разбирается прикладная задача, которая позволит увидеть, как теория работает в реальности. Так же развивается не только техническое мышление (вычисление формул), но и аналитическое (какой метод выбрать для решения), творческое (выбор альтернативных решений). Развиваются социально - коммуникативные навыки – умение вести конструктивную дискуссию, отстаивать свою точку зрения, развитие лидерских качеств.
Можно привести пример кейса на уроках математики. Допустим, что в каком-то городе могут быть лишь две погоды: пасмурно или солнечно. Нужно определить погоду через n дней. В данном случае перед учащимся встает множество вопросов: какой метод подходит для решения данной задачи? Будет ли он один или комбинация нескольких? Какое из решений можно применять как для «жесткой» модели (только пасмурно и солнечно), так и для «мягкой» (облачно с проявлением солнца). Задача на первый взгляд очень простая, даже обывательская, но её решение зависит от понимания определенного раздела математики – теория вероятностей. Прежде чем решать задачу, нужно собрать данные об изменениях погоды, составить распределение вероятностей и уже дальше делать прогноз. Можно составить математическую модель, погода будет зависеть от нескольких факторов: влажность, скорость ветра, давление и количество осадков.
Можно привести другой пример: ученики получили кейс, в котором в виде таблицы описывается как меняется стоимость жилья и от чего она зависит, так же предоставляется дополнительная таблица «Поправочные коэффициенты», так же влияющие на стоимость квартиры. В данном кейсе закрепляется тема нахождения процента от числа. Далее ученики, изучив содержание «кейса» разбиваются на группы, и каждая группа получает условную сумму, исходя из размеров которой должна подобрать оптимальный вариант жилья (например, двухкомнатной квартиры) – это сюжетная линия “кейса”. Здесь учитель может варьировать условия задачи, например, потенциальному покупателю необходимо, чтобы окна квартиры выходили во двор и т.д. На данном уроке учитель выступает в роли эксперта.
Пример таких задач можно привести много, однако все эти задачи имеют прикладной характер. В зависимости от подготовки детей, их возраста и прочих факторов педагог может варьировать условиями задачи и степенью её сложности. Использование кейс-метода, вместо обычных (чтение и пересказ параграфа, решение простого примера), дает быстрые и ощутимые результаты: каждый ученик задействован в решении, выявление пробелов в теме, осознание, что теория, полученная на уроке, не абстрактная, а применяется в жизни.
Кейсы позволят понять математические законы на конкретных примерах. Ученик развивается во всех направлениях: он учится мыслить конструктивно, разбирать большие задачи на более мелкие и решать их, работать в кооперации с другими учениками, развивается навык оценки поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение. И самое главное – формирование навыка использовать теоретические знания на практических задачах, что повышает уровень понимания использования теории, методов и принципов.
Кейс-технология – современный метод, самый эффективный в настоящее время. Кейс-метод относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство учителя и ученика.
Итак, можно сказать, что кейс-технология является приоритетным методом для изучения не только математики, но и других наук. Данная технология показывает высокий уровень усвоения материала, позволяет найти подход к каждому ученику. Поэтому использование кейсов на уроках является приоритетным направлением в обучении.