Итоги конкурса VR/AR/MR-технологий «MgnCodeCup»
Еще один хакатон! Четвертый!
В преддверии завершения первого учебного года в детском технопарке «Кванториум» Магнитогорск прошел конкурс VR/AR/MR-технологий «MgnCodeCup», организованный детским технопарком совместно со студенческим научным обществом ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
Утром 23 мая 2019 года 41 студентов и школьников, в составе 4 студенческих и 11 кванторианских команд, собрались в лектории детского технопарка, чтобы посвятить этот день 3D моделированию и разработке приложений для промышленности, используя технологии дополненной, смешанной, виртуальной реальности и техническое зрение.
Конкурс проходил по пяти номинациям:
- VR сборка и разборка оборудования
- AR-гид по оборудованию
- техническое зрение в промышленности
- VR-тур по производственному цеху
- 3D-моделирование промышленных объектов
В двух возрастных категориях:
- школьники (от 12 до 18 лет), командное участие, до 4 человека в команде;
- студенты (от 16 лет, обучающиеся на базе университета или колледжа ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»), командное участие, до 2-х человек в команде.
Как это было
Хакатон начался со вступительного слова заместителя председателя организационного комитета, к.т.н., доцент кафедры ЛиУТС ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», специалист по проектному управлению детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Фридрихсон О.В. и к.п.н., доцента кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, педагога-наставника VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Курзаевой Л.В. Озвучены треки, регламент дня, критерии оценивания рабо
В течении получаса команды определялись с треками, а затем для всех желающих наставниками VR/AR-квантума Курзаевой Л.В. и Мазниной Ю.А. были проведены мастер-классы: «Создание AR-приложения в Unity 3D», «Создание VR-приложения для Cardboard в Unity 3D», «Работа со STEAM VR в Unity 3D».
Хакатон был ориентирован на создание VR/MR/AR-приложений для промышленности. Но где взять информацию о цехах, об используемом там оборудовании и принципах его работы? Выход есть! Сходить на экскурсию в лаборатории МГТУ им Г.И. Носова в одном из здании которого находится, детских технопарк «Кванториум». С удовольствием распахнула двери своих лабораторий кафедра горных машин и транспортно-технологических комплексов МГТУ им. Г.И. Носова. За день до хакатона кванторианцы группы VR4 вместе с наставником VR/AR-квантума Мазниной Ю.А. сделали в лабораториях панорамную фотосъемку, крупным планом сфотографировали имеющееся оборудование, записали аудио и видео пояснения по работе оборудования очень доброжелательных сотрудников кафедры. Благодарим ученого секретаря кафедры, доцента Курочкина Антона Ивановича, доцента Габбасова Булата Маратовича, старшего преподавателя Подболотова Сергея Владимировича, доцента Усова Игоря Геннадьевича за проведение экскурсии и предоставленную информацию.
Участникам хакатона были предоставлены материалы, собранные за день до хакатона группой VR4. Для тех участников, кто решил моделировать и создавать VR/AR-приложения для горных машин, 23 мая была организована повторная экскурсия лабораторий кафедра горных машин и транспортно-технологических комплексов, где участники хакатона смогли задать интересующие их вопросы.
И работа закипела. Продуктивные 5 часов с небольшими перерывами на кофе-брейки и мастер-класс наставника VR/AR-квантума Воронова Е. В., посвященный созданию итоговой презентации и защите проекта.
Очень увлеченно работали все участники хакатона, сталкивались с проблемами, искали их решение, помогали другим командам. Кому-то удавалось решить проблему быстро, кому-то – нет. Кто-то понимал, что со своим уровнем хардов может помочь другим и делал это, а кто-то понимал, что хардов для взятой в разработку проблемы пока еще не хватает. Это нормальный рабочий процесс. Он эмулируется на хакатонах и воспроизводится на регулярных занятиях в детском технопарке «Кванториум».
К защите!
Рабочий процесс подошел к концу, участники хакатона и жюри собрались в лектории детского технопарка «Кваториум» для представления проектов. В состав жюри конкурса вошли:
- председатель - научный сотрудник R&D центра ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», куратор деятельности СНО и СБК ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Ложкин И.А.,
- заместитель председателя – к.т.н., доцент кафедры ЭиНЭ ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», начальник отдела развития ГБУ ДО «ДЮТТ» Челябинской области Васильев А.Е.,
- педагог-наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Воронов Е.В.,
- педагог-наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Курзаева Л.В.,
- педагог-наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Мазнина Ю.А.,
- педагога-наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Усатая Т.В.
- председателя организационного комитета, студент гр. ИПОб-16-7, председателя СНО ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Мельникова М.Л.,
- заместитель председателя организационного комитета, к.т.н., доцент кафедры ЛиУТС ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», специалист по проектному управлению детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск Фридрихсон О.В.
Представление проектов – это рассказ о проекте с демонстрацией презентации, скриншотов или видеозаписи работы приложения или работы приложения в реальном времени, если это возможно.
В возрастной категории «Студенты» четыре команды представили следующие работы:
- команда «Коптильня» - VR-тур по гипотетическому производственному цеху (номинация «VR-тур по гипотетическому производственному цеху»);
- команда «Архитекторы» - 3D модель токарного станка (номинация «3D-моделирование промышленных объектов»);
- Климов М.С. (студент с хлебом) - 3D модель крана вспомогательного тормоза (номинация «3D-моделирование промышленных объектов»);
- команда «AR team» – AR-инструкция к робототехническому конструктору «MakeBlock» (номинация «AR-гид по оборудованию»).
Возрастная категория «Школьники» оказалась более многочисленной - 11 команд. Они представили следующие проекты:
- команда «Unreal & Unity team» (Дёма И., Егоров М., Радионов А., Сиргалин Р.) – VR сборка разборка пылесборника инжекторного, AR-гид для пылесборника инжекторного (номинации «VR сборка и разборка оборудования», «AR-гид по оборудованию»);
- команда «ВиЛи» (Мазанкина М., Павлова Л., Сусанина В.) – AR-гид по оборудованию для бурения скважин (номинация «AR-гид по оборудованию»);
- команда «Всадники» (Князев Е., Просеков М., Савинов Д., Тихонин П.) – 3D модель листопрокатного стана (номинация «3D-моделирование промышленных объектов»);
- команда «hASCII» (Захарову И., Морозовой П., Хакиеву А.) – детектор отсутствия касок (номинация «Техническое зрение в промышленности»);
- команда без названия (Истияров Я., Головлев М.) – VR сборка разборка токарного станка (номинация «VR сборка и разборка оборудования»);
- команда «Чипчопа-Чипчопа» (Жордочкин М., Юрченко А.) – виртуальный тур по лабораториям кафедры горных машин и транспортно-технологических комплексов МГТУ им. Г.И. Носова (номинация «VR-тур по производственному цеху»);
- команда «2+2» (Волков Р., Даровских Д., Горбушин С., Калугина М.) – AR-гид по паровому и электрическому двигателю (номинация «AR-гид по оборудованию»);
- команда «Виртуальная жизнь» (Лукомская Е., Хардин Д.) – 3D-модель промышленного робота «Циклон 5» (номинация «3D-моделирование промышленных объектов»);
- команда «Anisp» (Кошелев П., Копанев С., Писарев Н., Федоров И.) – 3D-модель принтера (номинация «3D-моделирование промышленных объектов»);
- команда «Level Up!» (Бондаренко А., Емельянова В., Толменева Д.) – VR-тур по производственному цеху (номинация «VR-тур по производственному цеху»);
- команда «Flex Squad» (Варик А., Литвиненко А.) – AR-гид для шахтной подъемной машины (номинация «AR-гид по оборудованию»).
Все проекты, сделанные кванторианцами по оборудованию лабораторий кафедры горных машин и транспортно-технологических комплексов, мы обязательно им покажем, и надеемся, что детский технопарк «Кванториум» продолжит сотрудничество с этой кафедрой.
Ознакомиться с презентациями проектов и прототипами приложений можно здесь.
Итоги и победители
Проекты оценивались по 6 критериям, по каждому критерию команда могла получить от 0 до 2 баллов. Для студентов критериями были:
- умение сформулировать цель, разделить цель на задачи для более эффективного поиска решения и достичь результата, отвечающего цели;
- наличие прототипа предлагаемого решения;
- практическая значимость, возможность масштабирования и внедрения решения;
- оригинальность решения;
- умение структурировать материал в презентации, объяснять и защищать свои идеи;
- техническая сложность реализации.
У школьников критерии были чуть другими:
- умение сформулировать цель, разделить цель на задачи для более эффективного поиска решения и достичь результата, отвечающего цели;
- разработка прототипа предлагаемого решения;
- практическая значимость, возможность масштабирования и внедрения решения;
- оригинальность решения;
- умение структурировать материал в презентации, объяснять и защищать свои идеи;
- командная работа.
Распределение итоговых баллов можно посмотреть здесь.
В возрастной категории «Студенты» победителями стали:
- 1 место – команда «Коптильня» (Грачев И.С., Ломовцев В.С.) с проектом «VR-тур по гипотетическому производственному цеху»;
- 2 место – команда (Часовитина П.А., Котельникова Н.Е.) с проектом «3D модель токарного станка».
- 3 место – Климов М.С. с проектом «3D модель крана вспомогательного тормоза».
В возрастной категории «Школьники» победителями стали:
- 1 место – команда «Unreal & Unity team» (Дёма И., Егоров М., Радионов А., Сиргалин Р.) с проектом VR сборка разборка пылесборника инжекторного, AR-гид для пылесборника инжекторного (наставники – Курзаева Л.В., Усатая Т.В.);
- 2 место – команда «Вили» (Мазанкина М., Павлова Л., Сусанина В.) с проектом «AR-гид по оборудованию для бурения скважин» (наставники – Усатый Д.Ю., Мазнина Ю.А.);
- 3 место – команда «Всадники» (Князев Е., Просеков М., Савинов Д., Тихонин П.) с проектом «3D модель листопрокатного стана» (наставники – Курзаева Л.В., Усатая Т.В.) и команда Захарову И.А., Морозовой П.Е., Хакиеву А.В. с проектом «Детектор отсутствия касок с использованием технического зрения» (наставник – Воронов Е.В.).
Победители получили дипломы и памятные подарки. Остальные участники получили сертификаты об участии и небольшие памятные подарки.
А польза в чем?
Чем полезны такие практико-ориентированные хакатоны? Во-первых, это отличная возможность прокачать свои навыки работы в команде (в сети детских технопарков «Кванториум» мы называем их софтовыми, или soft skills). Также хакатон позволяет показать уже наработанные хардовые навыки (hard skills, умение работать с оборудованием и программным обеспечением) или попробовать новые.
Очень часто хакатоны выступают своего рода «смотринами» перед будущими работодателями. Так, по итогам защит все студенческие команды и одна кванторианская команда «Unreal & Unity Team» в составе Дёма И.Р., Егорова М.И., Радионова А.С., Сиргалину Р.Р. были приглашены на собеседование в R&D центр ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Студентам и школьникам будут предложены реальные задачи, над которыми они смогут начать работу уже сейчас. Такой вот ранний профессиональный старт, и, надеемся, большое будущее. Желаем ребятам удачи и ждем всех заинтересованных новыми возможностями цифровой инновационной экономики в детском технопарке «Кванториум» в новом учебном году. Следите за объявлениями о наборе на нашем сайте (https://kvantorium.su/) и в группе ВКонтакте (https://vk.com/kvantorium74). Мы рады всем!