• Главная
  • Новости
  • Обучающие онлайн-ресурсы в помощь кванторианцу. Часть 2. Как учиться на онлайн-курсах

Обучающие онлайн-ресурсы в помощь кванторианцу. Часть 2. Как учиться на онлайн-курсах

Онлайн ресурсы

В первой части цикла статей, посвященных обучающим онлайн-ресурсам в помощь кавнторианцу, мы познакомились с основными образовательными онлайн-платформами:

  1. Stepik: https://stepik.org;
  2. Лекториум: https://www.lektorium.tv/;
  3. Coursera: https://www.coursera.org/;
  4. Универсариум: https://universarium.org;
  5. Открытое образование» https://openedu.ru/.

В этой статье поговорим о том, как учиться на онлайн-курсах. Начнем с того, как найти нужный курс на образовательной платформе.

Как искать курсы

На образовательных онлайн платформах, возьмем для примера онлайн-платформу Stepik, найти курс по своему запросу можно несколькими способами.

Особенно хочется отметить подборки по специализациям на: в таких подборках собраны курсы, изучая которые параллельно или последовательно, вы будете все глубже погружаться в предмет и оттачивать профессиональные навыки. Для примера:

На платформах, размещающих курсы на различных языках также возможен отбор по языку. При этом курс может быть создан на нужном языке, или к курсу на другом языке могут прилагаться субтитры на нужном языке. В качестве примера приведем курсы на русском языке, размещенные на международной площадке открытого образования «EdX»(https://www.edx.org/course/?language=Russian), среди которых:

Как устроены образовательные online-курсы

На большинстве образовательных онлайн-платформ образовательный процесс построен походим образом. Рассмотрим основные моменты.

    Длительность курса и модули

  1. У каждого курса есть длительность. Обычно 4 – 10 недель, иногда больше, в зависимости от насыщенности курса.
  2. Курсы состоят из модулей, или неделей. Обычно в курсе 3 – 7 модулей. Модуль обычно включает до 2-х часов теоретического обучения и 2 - 4 часа практических заданий.
  3. Виды курсов, дата старта, дедлайны и доступ к материалам

  4. Образовательные курсы бывают двух видов:
    • всегда открытые (начать обучение на таких курсах можно в любое время, обучающимся на курсе будут доступны все видео-лекции, тексты и задания)
    • курсы с дедлайнами (такие курсы доступны пользователям в определенный период времени).
  5. У курса с дедлайнами и каждого модуля в нем есть следующие параметры:
    • дата открытия – с этого момента всем, записавшимся на курс, будут доступны уроки модуля;
    • дата закрытия – в этот момент обучающиеся лишатся доступа к материалам модуля или курса;
    • мягкий дедлайн – начиная с этого момента, обучающиеся будут получать меньше баллов за решение задач в модуле;
    • жесткий дедлайн – начиная с этого момента, студенты не будут получать баллы за решение задач в модуле. В ряде курсов, если курс перезапускается, пользователю зачитываются сделанные задания.
  6. Записавшись на всегда открытый курс, обучающийся получает постоянный доступ к материалам. Материалы курсов с дедлайнами доступны с даты открытия по дату закрытия или до момента, когда будет принято решение перезапускать курс.
  7. Иногда, но очень редко, доступ ко всем материалам курсов с дедлайнами, предоставляется сразу. Чаще всего материалы модулей публикуются последовательно.
  8. На ряде платформ (например, Coursera) возможна настройка сроков сдачи и есть возможность сбросить сроки сдачи и тем самым продолжить обучение на уже завершенном курсе.
  9. Модули, уроки, шаги

  10. Модули состоят из уроков. Урок – набор образовательных материалов по одной теме. Обычно в модуле от 5 до 7 уроков.
  11. Уроки состоят из шагов. В уроке может быть до 16 шагов. Шаги могут быть теорией (видео, текстовые материалы для самостоятельного изучения) или практическими заданиями.
  12. Некоторые курсы на завершающем этапе предполагают выполнение проекта.
  13. Общение с преподавателем и другими обучающими

  14. Как правило, есть возможность комментировать урок целиком или каждый шаг в уроке. Часто обучающиеся оставляют здесь полезные ссылки. Также в комментариях можно задать вопрос и получить ответ от других обучающихся или куратора (автора) курса.
  15. На некоторых платформах предусмотрены форумы для общения обучающихся, которые помимо того, что позволяют получить ответ на интересующий вас вопрос, также мотивируют продолжать обучение.
  16. Практические задания, оценка, баллы, отслеживание освоения

  17. За правильно выполненные практические задания начисляются баллы. Возможны несколько вариантов:
    • баллы не зависят от дедлайнов;
    • после мягкого дедлайна начисляется только половина баллов;
    • баллы начисляются линейно, чем позже вы решили задание после дедлайна, тем их меньше;
    • после жесткого дедлайна баллы не начисляются, но в ряде курсов, если курс перезапускается, пользователю зачитываются сделанные задания.
  18. Практические задания могут проверяться:
    • автоматизированной системой проверки (реализована на онлайн-платформе Stepik);
    • куратором (автором) курса;
    • другими участниками, как правило тремя, по заданным критериям (так наываемое кросс-рецензирование).
  19. Материалы каждого последующего модуля или отдельные задания курса могут быть доступны независимо от успешности и своевременности выполнения заданий предшествующих модулей или при условии набора нужного количества баллов.
  20. На большинстве платформ онлайн-курсов есть возможность отслеживать прогресс освоения курсов: выполненные шаги, освоенные уроки и модули, а также набранное количество баллов по сравнению с максимально возможным.
  21. Успешно пройденный курс, получение сертификата

  22. Курс считается успешно пройденным, если все задания выполнены в срок, в том числе проект (если предусмотрена такая форма работы), и набрано определенное количество баллов.
  23. Если онлайн-курс успешно пройден, по окончании обучения на платформах Stepik, Леториум и в большинстве курсов платформы Универсариум выдается сертификат.
  24. На платформах Coursera, Открытое образование, а также на некоторых курсах платформы Универсариум выдача сертификата является платной процедурой, при этом финальные испытания должны проводиться с применением технологий идентификации личности. При этом сертификат выдается вузом или организацией – автором курса.

Как найти подходящий онлайн-курс

Конечно, чтобы найти онлайн-курс, например, по программированию на Python, можно, не долго думая, просто вбить в поисковую строку «программирование на Python курсы», но есть вероятность, что первые пара десятков курсов, которые вам предложит поисковая система, окажутся offline-курсами школ программирования. Поэтому можно пойти другим путем – поискать курс на тех образовательных платформах, которым вы доверяете.

Мы предлагаем вам следующий алгоритм поиска нужного курса:

  1. Выбрать не более 3-х образовательных платформ.
  2. На выбранных платформах найти курсы, воспользовавшись поисковой строкой или фильтром по предметам, направлениям или специализациям
  3. Оценить курсы (советуем вам свести результаты поиска в небольшую табличку, чтобы в дальнейшем, если вдруг выбранный курс вам не подойдет, сократить время на поиск другого варианта):
    • платный / бесплатный;
    • на какой уровень рассчитан курс (курсы для 1-2 курсов университетов, в принципе могут освоить и школьники 10-11 классов, но возможно, им понадобится помощь);
    • содержание курса (не слишком ли он сложен, если вы начинающий, и не слишком ли он прост, если у вас уже есть опыт в этой сфере);
    • доступность курса: дата старта / возможность прохождения в любое время;
    • длительность курса, количество модулей;
    • время, которое, по мнению авторов курса, вам придется потратить на выполнение заданий курса, и ваши реальные временные возможности;
    • наличие мягких и жестких дедлайнов, возможность задать свой график прохождения курсов;
    • наличие обратной связи от автора и/или кураторов (на некоторых курсах обратная связь возможна только для текущих курсов);
    • система оценивания заданий курса;
    • наличие сертификата, кто его выдает, условия получения (минимальное количество выполненных заданий, минимальное количество баллов, оплата);
  4. Выбрать курс, подходящий вам по стоимости, дате старта, длительности и уровню.

Если за эти 4 шага, вам не удалось найти нужный курс, расширьте список образовательных платформ и повторите алгоритм сначала или обратитесь к наставнику детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск – вам обязательно помогут.

В заключение

Как показывает практика, найти курс и начать на нем учиться – это только полдела. Куда труднее бывает довести начатое до конца. О том, как поддерживать мотивацию и не бросить курс (особенно бесплатный) мы расскажем в одной из следующих статей из цикла, посвященного обучающим онлайн-ресурсам для кванторианцев и не только для них.