#Удивительные_изобретения
В умах изобретателей ХIX-XX веков иногда рождались удивительные идеи. Созданные ими устройства призваны были улучшить качество жизни людей, но стать востребованными им было не суждено.
Об одном таком изобретении мы поговорим сегодня.
Шаропоезд — поезд монорельсовой конструкции, созданный инженером Н. Г. Ярмольчуком в 1932—1934 годах.
Идея создания одного из самых необычных поездов принадлежит советскому изобретателю Николаю Ярмольчуку.
Поезд двигался на шарообразных колесах с встроенными в них электродвигателями, которые располагались в полукруглых желобах под деревянной платформой (в полномасштабном проекте платформа должна была быть бетонной). Масштабная модель (1/5) поезда, построенная для испытаний концепции этого транспортного средства, развивала скорость до 70 км/ч.
Благодаря конструкции шароидов и максимальному снижению центра тяжести новинка обещала быть безопасной и удобной. Работающий по принципу ваньки-встаньки состав естественным образом выпрямлялся бы даже на самых крутых виражах, которые он смог бы проходить на скорости до 300 км/ч без опасений вылететь за пределы желоба.
Для испытания перспективной разработки построили опытный шародром, состоящий из двух замкнутых колец общей длиной около трех километров. Между собой кольца были связаны соединительной веткой. Желоб возвели не из бетона, а из дерева. Вагончики, в которых во время испытаний на матрасах лежали люди, были легкими, их сделали из жести. Облегчение конструкции было необходимо для испытания самого принципа шарового перемещения. При этом макет двигался по деревянному желобу со скоростью 70 км/ч! Этого было достаточно, чтобы в очередной раз свести с ума чуть ли не весь мир.
Вот, что вспоминал позже корреспондент журнала «Знание — сила».
«Когда я влезал в узкий вагончик и готовился к опытному пробегу, откровенно говоря, меня мучили сомнения и даже страх. Мне казалось, что поезд должен соскочить с лотка на быстром ходу, что он обязательно перевернется, произойдет что-то неожиданное и скверное. Но ничего такого не случилось. Мягко и чуть заметно покачиваясь, без грохота и обычного в поездах железного перестука колес шаропоезд глотал пространство. На кривых он самопроизвольно наклонялся, сохраняя равновесие. Одетые в резину шары бесшумно вертелись, унося вперед металлическую змею с огромной скоростью»
От проекта остались несколько музейных экспонатов и кадры кинохроники той эпохи.