Система ТРИЗ в учебном процессе

начало

Хайтек квантум – это место, где дети превращаются в инженеров и изобретателей. Используя свою фантазию, знания и смекалку они создают на нашем современном оборудовании прототипы своих идей. Знания они получают на наших лекция и в ходе практической работы, а вот фантазию и смекалку развивают с помощью интересных ТРИЗ-задач. Что такое ТРИЗ и какие бывают ТРИЗ-задачи?

ТРИЗ – это Теория Решения Изобретательских Задач. Иными словами – это система, которая учит понимать суть задачи и находить для неё нестандартные решения.

Система эта появилась в начале ХХ века, когда в 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер изучал приёмы, которыми пользуются изобретатели. Именно эти приёмы и легли затем в основу ТРИЗ. Далее система стала совершенствоваться и обзаводиться новыми приёмами и алгоритмами. В результате чего, в начале 80-х годов, в экспериментальных школах её стали брать за основу преподавания. Целью ТРИЗ-педагогики стало развитие гибкого мышления и фантазии, а также развитие способности решать сложные задачи изящными и эффектными способами.

ТРИЗ-педагогика не похожа на классические методы обучения. В ней нет оценок и нет единственно правильного ответа. Здесь дети должны рассуждать, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи.

В процессе решения ТРИЗ-задач, используются разные методы, такие как:

- Метод мозгового штурма

- Синектика (сравнение и нахождение сходства)

- Морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения)

- Метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами).

Ежедневно, сами того не замечая, мы решаем множество ТРИЗ-задач. Сюжеты для них повсюду: как выключить свет в комнате, если выключатель слишком далеко, а Вы уже обулись? Чем очистить стекло Вашего автомобиля от наледи, если Вы потеряли скребок? Чем раскатать тесто, если нет скалки?

Целенаправленно решая ТРИЗ-задачи с детьми, можно дать им наиболее важный навык – смекалку. А с ней, ТРИЗ-задачи из реальной жизни будут решаться интуитивно.

Ну и в завершении этой статьи, приведем пример ТРИЗ-задачи, которую мы на днях решали с детьми:

Строители копали землю и наткнулись на участок трубы. У них появилась потребность узнать в каком направлении течёт вода в этой трубе. Вскрывать и повреждать трубу нельзя. Как же им это сделать?

Наиболее красивое решение: начать греть один участок трубы и наблюдать в какую сторону начнёт греться труба. Именно в ту сторону и течёт вода, так как вода является хорошим теплопроводником.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Парков Павел Андреевич - педагог Хай-Тек-квантума