Поговорим про анимацию? В Blender

Виртуальные туры

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не хотел создать свой мультфильм. А некоторые взрослые люди даже посвящают этому свою жизнь. Благо, развитие современных технологий значительно облегчает этот процесс.

Вариантов создания мультфильмов, используя современное программное обеспечение, много. Мультфильмы могут быть 2D, 3D, с озвучкой и без. Анимацию можно делать тоже по-разному: по ключевым кадрам, по траектории, используя динамические симуляции (так создают, например, анимацию жидкостей и тканей, эффекты при падениях и взрывах), используя технологию stop-motion. В настоящее время реалистичную анимацию персонажей делают методом захвата движений.

Blender – это серьезно

Blender был представлен компанией Blender Foundation 13 октября 2002 года и существует на рынке уже более 17 лет, занимая свою, вполне заслуженную, нишу как в области рендеринга статичных изображений, так и для создания анимации, как 2D, так и 3D.

Хотя Blender – бесплатное программное обеспечение (с открытым исходным кодом, распространяется под лицензией GNU GPL), на данный момент набор его инструментов для 3D-моделирования довольно широк, и по многим параметрам современный Blender может сравниться с такими гигантами 3D-моделирования как 3Ds Max и Maya.

Первым крупным профессиональным проектом, в ходе которого был использован Blender, стал фильм «Человек-паук 2» (2004). Потом были мультфильмы «Пятница и Робинзон, «Тайна Келлс» (2019) и «Бунт пернатых» (2010), созданный исключительно в Blender. Дальше - фильм «Хардкор» (2015), телесериала «Человек в высоком замке» (). Blender также использовался при создании таких сериалов как «Смертельное оружие», «Подача», «Звезда», «Мир дикого запада», «Орвилл», «Одарённые».

В 2018 году вышел еще один мультфильм, полностью созданный в Blender, - «Следующее поколение».

Blender Institute, или чем занимается Blender Animation Studio

Так обстоят дела сейчас, а в далеком 2005 году, чтобы доказать, что с помощью Blender можно делать качественную 3D-анимацию даже в коммерческих проектах, а также для поиска недостатков и тестирования «в реальных условиях», был сделан беспрецендентный шаг – Blender Foundation под руководством Тона Розендала создала Blender Institite, задачей которого стало периодически выпускать короткометражные фильмы и видеоигры с бесплатным исходным кодом, используя Blender и другое свободное и открытое программное обеспечение (GIMP, Krita и др.). Благодаря этому очень высокими темпом Blender стал наращивать не только функциональность, но и стабильность и удобство в использовании.

Свой первый фильм с открытыми исходниками под названием «Elephants Dream» Blender Animation Studio (подразделение Blender Institute, занимающееся созданием 3D-анимации) представила в 2006 году. В 2008 году вышел «Big Buck Bunny» - и понеслось. За 14 лет своего существования Blender Institute было реализовано 12 открытых проектов. Премьера последнего из них – 7-ми минутного мультфильма «Spring» состоялась 4 апреля 2019 года. Примечательно, что мультфильм создавался в уже в Blender 2.8, тогда еще beta-версии.

Познакомиться с открытыми проектами Blender Institute можно на Blender Cloud. И сами мультфильмы, и их исходники выложены в открытом доступе.

В настоящее время Blender Animation Studio работает над полнометражным фильмом, посвященном персонажу популярных в Дании комиксов – Агенту 327.

В программном обеспечении Blender можно создавать не только 3D-мультфильмы, но и 2D-анимацию, используя инструмент Grease Pencil (Эскизный карандаш). Пример 2D-мультфильма «Hero» от Blender Animation Studio вы найдете здесь. Интересен тот факт, при создании этот мультфильма использовался инструмент Grease Pencil от Blender 2.8, релиз которого тогда еще не вышел. Представляете себе смелость создателей мультфильмов «Spring» и «Hero», взявших в качестве основного инструмента еще не полностью обкатанный инструмент? И представляете, сколько «багов», ошибок, неточностей и неясностей они нашли, когда в течение нескольких месяцев создавали мультфильм? Мультфильм в итоге получился, а мы с вами к моменту выхода релиза версии получили Blender 2.8 получили куда более отлаженный и совершенный инструмент, чем он мог бы быть в начале.

Что есть на Blender Cloud

Для коммерциализации своей деятельности Blender Animation Studio привлекает спонсоров, использует краудфандинг: за платную подписку на Blender Cloud доступны не только ресурсы, которые использовались при создании мультфильмов, но и большое количество других материалов и разработок для Blender: https://cloud.blender.org/libraries. Здесь вы найдете HDR, текстуры, персонажей, сцены и др.

На Blender Cloud можно ознакомиться с документацией по Blender из первых уст (на английском языке), посмотреть туториалы в видеоформате. Часть курсов доступна без платной подписки. Например, курс «Blender Fundamentals» для начинающих (на английском языке).

А что в России?

Но мультфильмы на Blender создаются не только за рубежом. В уже далеком 2006 году в Казани открылась студия анимации с привлекательным названием «Propellers Animation School» (сайт, группа VK). Студия попробовала себя и в 3D-анимации, и в создании 2D-мультфильмов. Сейчас специализируется на создании короткометражных образовательных мультфильмов и рекламных роликов. Про интересный опыт работы студии в первые 8 лет можно почитать в этой статье на Хабре.

У этой российской студии анимации есть одно важное отличие от других российских студий – они обучают анимации других. В процессе становления своей студии организаторы успели сделать два качественных обучающих курса, которые в видеоформате доступны совершенно бесплатно на Youtube:

Единственный нюанс – курсы созданы для Blender в старом интерфейсе (до версии 2.7 включительно). Если вы используете Blender 2.8, какое-то время будет уходить у вас на то, чтобы найти нужный функционал в новом интерфейсе. Но качество курсов того стоит!

И совсем скоро, а точнее 9 декабря, стартует новый поток курса «2D-анимация в Blender с нуля». Курс доступный, в том числе для школьников старших классов, бесплатный, поэтому очень рекомендуем попробовать. Посмотреть 2D-мультфильмы студии анимации «Propellers Animation School и записаться на курс можно здесь. Кто знает, вдруг это ваше призвание?