Конкурс «Спутник». Полет нормальный!

Спутник

На прошлой неделе в Самарском национального исследовательском университете им. Академика С.П. Королева прошел третий – финальный – этап всероссийского конкурса юных инженеров-исследователей с международным участием «Спутник». В этом году конкурс проводится уже 4-й раз. Задачи конкурса – популяризировать космическую отрасль, вовлечь как можно больше детей в техническое творчество, привлечь внимание детей к актуальным вопросам развития космической отрасли через трансляцию сверстникам своих исследовательских проектов.

В этом году финалистами конкурса стали два обучающихся детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск – Мазнин Андрей (Промробоквантум, проектная группа) и Павлова Лия (VR/AR-квантум, проектная группа).

Как все начиналось

Свое участие в конкурсе ребята начали еще в октябре. Тогда, в первом этап конкурса, с более чем десятком обучающихся детского технопарка «Кванториум» Магнитогорск и несколькими сотнями участников из самых разных городов страны им предстояло ответить на вопросы теста, посвященного авиации, ракетостроению, космонавтике.

Во втором этапе конкурса, куда прошла большая часть участвовавших в первом туре кванторианцев, ребятам предстояло написать творческую работу или выполнить научно-технический проект по одному из 5 направлений:

  • ракетно-космическая техника;
  • авиационная техника;
  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • двигателестроение.

Научно-технический проект Мазнина Андрея был посвящен разработке планетохода для обеспечения выполнения предполагаемых задач миссии (перевозка экипажа, выработка электроэнергии, исследовательская деятельность, технические операции), проект Павловой Лии – созданию аэропорта будущего.

Третий этап конкурса. «Точка кипения»

Третий этап конкурса был уже очным и проходил на базе Самарского национального исследовательского университета им. Академика С.П. Королева в г. Самара. Открытие третьего этапа прошло в «Точке кипения» - площадке для развития проектов Национальной технологической инициативы (НТИ), открывшейся в Самарском национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева совсем недавно - 19 октября прошлого года.

«Точки кипения», активно создающиеся сейчас во многих вуза страны, - это развивающее пространство, удобное для совместной работы над проектами будущего. Каждый может организовать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. Высокая плотность событий, вовлечение лидеров и талантов дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона, страны и мира к лучшему.

Именно так – как на лучшее будущее страны, а также как на своих будущих абитуриентов – смотрят организаторы конкурса «Спутник» на его участников.

Третий этап конкурса. Защита

Целью третьего этапа была очная защита научно-технический проектов и творческих работ участниками перед компетентным жюри, состоящим из научных сотрудников университета и представителей ракетно-космической отрасли.

С защитой ребята справились! В секции робототехники жюри отметило высокий уровень работ среди участников, некоторые разработки получи рекомендацию на патентование. Но любая защита – это не только презентация своего проекта, но и вопросы, которые задаешь ты и которые задают тебе, а еще это обмен знаниями и наработками, что тоже очень ценно!

Третий этап конкурса. Погружение

С самого начала появления конкурса, организаторы, организуя третий этап, ставят перед собой задачу не только провести очную защиту исследовательских работ участников, но и познакомить участников с научным подходом к современному освоению космоса и другим стратегически важным для России сферам, дать участникам интенсивный курс по основам космонавтики, робототехники, авиации, двигателестроения, информационных технологий и смежным дисциплинам, сформировать команду, которая затем отправится в Крым – брать новые высоты в МДЦ «Артек».

В течении 2-х дней третьего этапа финалистов ждала насыщенная программа. Ребята побывали в

  • музее авиации и космонавтики имени С.П. Королёва, который находится в зданиях университета по адресу Московское шоссе, 34;
  • центре истории авиационных двигателей;
  • центре беспилотных систем (ЦБС) института авиационной техники;
  • центре приёма информации из космоса и наземном комплексе управления малыми космическими аппаратами международной кафедры космических исследований;
  • лабораториях кафедры автоматизированных систем энергетических установок;
  • лаборатории аддитивных технологий;
  • и даже в военно-учебном центре.

В центре беспилотных систем (ЦБС) участники конкурса воочию увидели, какие беспилотные летательные аппараты создают студенты университета и сотрудники центра. Среди них переносной комплекс воздушного наблюдения «Бумеранг», беспилотный авиационный комплекс «Фотон», беспилотный авиационный комплекс мультироторного типа «Индиго», беспилотный авиационный комплекс «Фотон-электрический». Узнали, для каких целей их можно использовать. Например, для поиска пропавших людей и даже коров, для анализа поверхности и создания 3D моделей местности, для проведения аэрофотосъемки и мониторинга, в том числе экологического – отслеживания мест несанкционированного складирования мусора. Особенно ребят впечатлило то, что уже на третьем курсе университета студенты проектируют системы автопилотирования, а выпускной квалификационной работой может стать создание своего беспилотного летательного аппарата. Забежим немного вперед и выдадим важный секрет: на четвертом этапе, который пройдет в МДЦ «Артек», победителям конкурса по направлению «Авиационная техника» предстоит собрать свой «беспилотник».

Еще одна модная сейчас тема – наноспутники. Ребятам посчастливилось наглядно увидеть процесс их сборки.

На кафедре автоматизированных систем энергетических установок участники конкурса познакомились с промышленными роботами и студенческими работами.

В сети детских технопарков «Кванториум» при работе над кейсами и проектами активно применяются аддитивные технологии. Лаборатория аддитивных технологий самарского национального исследовательского университета специализируется на 3D печати металлических изделий, 3D печать фотополимеров, литье.

После второго дня третьего этапа конкурса у финалистов 9 – 11 классов появился особенный повод для гордости – им была предоставлена возможность посетить супер-нано-техно-вау место от РКЦ «Прогресс» - экспериментально-испытательный комплекс - 3.

Немало нового узнали финалисты конкурса из научно-популярной лекции «Роботы в цифровом мире» президента Самарского университета, академика РАН Виктора Сойфера. Были затронуты очень актуальные темы:

  • областях робототехника получит наибольшее развитие;
  • человеко-машинное взаимодействие;
  • сенсорика и очувствление роботов;
  • искусственный интеллект в робототехнике;
  • робоэтика.

Очень серьезные, совсем не детские вопросы задавали ребята спикеру. Робобудущее только начинается, и всё самое интересное ждёт нас впереди, и всем, связанным современными технологиями, найдется, куда приложить свои силы – таким был лейтмотив лекции.

Среди прочих активностей этих третьего этапа конкурса отметим

  • тренинг на командообразование – в четвертом этапе участникам конкурса предстоит стать одной большой командой и поработать в малых;
  • интеллектуальную игру-квиз «WOW space» – это было космически круто! Спасибо организаторам за столь качественную подготовку материалов;
  • Science Slam for kids на котором в течении часа ребята узнали о самых передовых исследованиях в физике, химии и технологиях, разрабатываемых для очистки орбиты Земли от космического мусора

Что дальше?

Прошли два насыщенных дня третьего этапа конкурса. Участники получили дипломы финалистов. Что же дальше?

Четвертый, заключительный этап конкурса, пройдет в апреле этого года в Крыму – в МДЦ «Артек». Всем побудителям конкурса – участникам тематической космической смены в МДЦ «Артек» «504 часа – полет нормальный» предстоит пройти еще один курс молодого учетного. Ребята будут заниматься в 5 мощных лабораториях, организованных университетом в МДЦ «Артек» по направлениям:

  • ракетостроение и космос,
  • авиация,
  • робототехника,
  • аэрокосмические энергоустановки,
  • информационные технологии.

А некоторым победителям конкурса, которых рекомендует жюри третьего этапа конкурса, в МДЦ «Артек» участие в суперфинале конкурса – проекте «Просто космос». Ребятам нужно будет выступить с докладом по своей работе в жанре научного Stand Up уже перед другой аудиторией - артековцами и почётными гостями мероприятия.

Если конкурс вас заинтересовал, и вы планируете участие в следующем году, следите за новостями конкурса на сайте конкурса или в официальной группе ВКонтакте.

Кстати, «Спутник» - не единственный конкурс, проходящий под патронатом Самарского национального исследовательского университета: есть еще конкурсы «Десять в минус девятой» и «Универсум» для гуманитариев. С такими же чудесным бонусом как поездка в МДЦ «Артек».

Автор: Юлия Мазнина