EduScrum как средство формирования 4к компетенций обучающихся

EduScrum как средство формирования 4к

Сегодня современный образ жизни человека, интегрированный с быстро меняющимся и постоянно растущим информационным полем, а также высокий темп индустриально-информационного развития человечества в целом обуславливают постоянное обновление профессий и специальностей, востребованных рынком, формируют высокий спрос на развитие новых индивидуальных и коллективных навыков. Знание становится контекстуализированным, и по этой причине человеческая компетенция, ограниченная лишь одной областью жизнедеятельности, уже недостаточна, сегодня важно обладать мета-компетенциями, ведь именно они становятся необходимой основой для получения новых знаний, эти компетенции строятся на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии и так далее.

С целью выделить наиболее важные компетенции, которыми должен обладать человек и разобраться со способами их возможного развития, в 2002 году была создана американская некоммерческая организация Partnership for 21st Century Skills, объединившая в своем составе ведущие бизнес-сообщества, лидеров в области образования, а также National Education Association of the United States, United States Department of Education, AOL Time Warner Foundation, Apple Computer, Inc., Cable in the Classroom, Cisco Systems, Inc., Dell Computer Corporation, Microsoft Corporation, SAP, Ken Kay (President and Co-Founder), and Dins Golder-Dardis, которая разработала концепцию 4К (коммуникация, коллоборация, креативность, критическое (проблемное) мышление) востребованных компетенций для выпускников образовательных заведений, которыми необходимо обладать для конкурентноспособности и востребованности на рынке труда в 21 веке. Концепция 4К была принята научным сообществом, всесторонне изучена и апробирована, в результате чего получила широкое применение во многих образовательных стандартах. В 2010 году American Management Association подтвердила актуальность предложенной концепции 4К в своем исследовании. В России о 4К компетенциях активно заговорили примерно с 2014 года на научных и образовательных конференциях. Активно идеи 4К в образовании сегодня продвигаются Фондом новых форм развития образования, учрежденным Приказом Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490, благотворительным фондом «Вклад в будущее», учредителем которого выступает Сбербанк России, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и др.

Эффективно формировать и развивать 4К компетенции возможно при помощи использования гибких проектных методологий Agile, в частности, такой как eduScrum. Представьте детей, которых не нужно подгонять, которые сами по-настоящему чувствуют ответственность за завершение работы. Никто не говорит детям, что делать и как, устанавливаются только требования к ожидаемому результату, и дети сами хотят его достичь. Больше не нужно навязывать обучающимся домашние задания, они формируют его для себя сами – в том виде, который считают подходящим для решаемой задачи. Когда вы находитесь в eduScrum-классе, вы чувствуете энергию и общий позитивный настрой.

Рассмотрим подробнее, как именно eduScrum способствует формированию 4К компетенций обучающихся.

Командная работа. Основная работа в eduScrum осуществляется командой обучающихся, при этом нивелируются слабые стороны каждого участника за счет сильных сторон других участников, таким образом, учитывая индивидуальные возможности каждого обучающегося, команда выдает самые эффективные образовательные результаты. Поэтому работа в eduScrum начинается с определения сильных и слабых сторон обучающихся на основании чего в дальнейшем формируются команды таким образом, чтобы в каждой оказались участники с дополняющими друг друга качествами. Будущая необходимость совместно решать поставленные образовательные задачи помогает обучающимся сориентироваться в том, как лучше распределить задачи таким образом, чтобы лучшие стороны участников были максимально задействованы, а слабые были прикрыты сильными качествами других членов команды. Обязательные игры на командообразование и рефлексия по итогам достигнутых результатов помогают участникам команд правильно оценивать объем и качество своего вклада в общий результат работы, каждый начинает видеть свою работу глазами других членов команды, что очень важно для формирования объективной оценки итогов работы.

Коммуникация. Работа в команде предполагает выработку таких качеств обучающихся как умение общаться, слушать и слышать других, излагать и доносить свои мысли до совершенно разных людей. Основное звено eduScrum – это команда обучающихся, которые работают над проектом вместе и постоянно вынуждены коммуницировать друг с другом. Методология eduScrum формирует процесс командной работы так, что достичь результата в проектной работе можно только вместе, через помощь друг другу и взаимные объяснения непонятных моментов в работе. Такие условия содействуют эффективной выработке навыков коммуникации и заставляют их постоянно применять на практике, так как без взаимодействия и общения работа вообще не будет выполнена, а проект не будет закрыт.

Креативность. Способность видеть и применять нестандартные решения и умение создавать новые инструменты для решения задач в ситуации высокой неопределённости – это обязательные условия эффективного развития в быстро меняющемся мире. eduScrum позволяет обучающимся самостоятельно выбирать, какими способами и приемами они будут пользоваться для работы над своим проектом, чтобы достигнуть все поставленные цели и выполнить все критерии приёмки успешного проекта. В начальной точке проекта обучающиеся не имеют ни готового плана, ни инструментов для выполнения проекта. Поэтому им приходится искать свои собственные способы для движения вперед по проекту. Это способствует включению как изобретательского, так и, одновременно, творческого мышления, что как следствие ведет к развитию креативности.

Критическое мышление. К сожалению критика, часто ассоциируется у обучающихся с неприятным процессом, вызывающим негативные чувства и обиды. Однако, сегодня под умением оценивать информацию критически предполагается не безапелляционное «слепое» отрицание, но возможность рассмотреть ситуацию со всех сторон, как следствие это приводит к возможности оценивать информацию критически с использованием аргументов «за» и «против», а это в свою очередь позволяет выбрать наиболее верное и экономически целесообразное решение вопроса. eduScrum предполагает такие правила командной работы, которые направлены на всестороннее обсуждение как поступающей информации, так и конкретной деятельности каждого участника – необходимо давать аргументированные и взвешенные предложения, обсуждать проблемы и возможные пути их решения с разных точек зрения, запрещается во время обсуждений делать нападки на личность, важно проговаривать о необходимости совершения определённых действий и оценивать характер участия. Такой способ применения критического мышления позволяет развиваться каждому участнику команды, не травмируя других.

Итак, учитывая современные требования к образованию в РФ, принимая во внимание необходимость развития 4К компетенций обучающихся, наиболее целесообразным на наш взгляд для проектного обучения детей в системе образования будет использование гибких методологий Agile, а именно методологии eduScrum.

(по материалам Полушкин Д.П. EduScrum как средство формирования 4к компетенций обучающихся// Синергия Наук. - 2018. - №30)

В преддверии Новогодних праздников кванториацны успели прикоснуться к технологии обучения по Scrum, через участие в бизнес-игре, в которой они выступили в роли конкурирующих молодых IT-стартапов. В игровой форме они прошли все этапы от планирования до реализации проекта, испытав все трудности реальной взрослой IT-жизни.