В этом месяце мы поговорим о ключевых вехах в истории человечества, которые навсегда изменили этот мир.
Человечество неумолимо двигает прогресс вперед, облегчая себе жизнь, и воплощая мечты футуристов в реальность. Сейчас у каждого из нас в кармане лежит персональный компьютер, в котором сосредоточены все знания мира, а раньше - все эти объемы информации могла уместить разве что Александрийская Библиотека. Как мы пришли к такому? Что толкнуло человечество вперед?
В этом месяце мы поговорим о ключевых вехах в истории человечества, которые навсегда изменили этот мир.
И начнем мы с Томаса Севери - 2 июля 1698 году он получил патент на первую в мире паровую машину.
Томас Севери Английский механик. Изобретатель. Создатель первого теплового двигателя. Описал машину в своей книге «Друг шахтера, или двигатель для подъёма воды огнём». Член Королевского общества.
Родился в 1650 году в деревне Шилстон, Великобритания. Занимал пост управляющего одной из шахт в Корнуолле. Являлся членом Королевского общества.
Севери первым использовал энергию пара в технике. Запатентовал первый паровой двигатель 2 июля 1698.
Патентная заявка гласила: «Это новое изобретение для подъема воды и получения движения для всех видов производства при помощи движущей силы огня имеет большое значение для осушки рудников, для водоснабжения городов и как источник движущей силы для фабрик – тех, что не могут использовать силу воды или работу ветра».
Однако изобретение оказалось не слишком эффективным, так как тепло пара каждый раз терялось во время охлаждения контейнера. К тому же, насос был довольно опасным в эксплуатации, поскольку из-за высокого давления пара ёмкости и трубопроводы двигателя иногда взрывались.
Тем не менее, вскоре паровая машина Севери нашла довольно широкое применение в промышленности: с ее помощью стали откачивать воду из угольных шахт. Изобретатель в шутку называл свое детище «другом рудокопа».
Машина, не имевшая подвижных частей, состояла из простого котла - паровой камеры, клапаны которой были расположены на поверхности - и трубы, ведущей к воде в шахте внизу. В насосе Севери использовалось сначала давление атмосферы для засасывания воды из глубины, а затем давление пара для подачи воды наверх. Насос состоял из двух труб: всасывающей и нагнетательной, снабженных клапанами. Между ними находился яйцевидный резервуар. Из отдельного парового котла в этот резервуар по паропроводу с краном подавался свежий пар. Как только пар вытеснял из резервуара воздух, кран паропровода закрывали, а резервуар обливали холодной водой.
Пар конденсировался, в резервуаре образовывался вакуум, и атмосферное давление гнало в него воду по нижней, всасывающей, трубе. При этом поднимающаяся вода сама открывала клапан. Как только резервуар наполнялся водой, в него снова впускали пар. Под давлением пара вода стремилась из резервуара обратно, но клапан нижней трубы захлопывался.
Тогда вода устремлялась по другой трубе, открывала клапан этой трубы и, поднявшись на нужную высоту, выливалась на землю или в чан. Когда давление пара ослабевало, вода шла обратно и тотчас же закрывала клапан выводной трубы. В резервуаре оставался только пар. Стенки снова обливали водой, и процесс всасывания и нагнетания воды вверх повторялся.
Севери довольно осторожно относился к тому, насколько мощным являлся его насос, и стал первым, кто использовал термин «лошадиная сила». Насос имел серьезные недостатки: маломощный, «съедал» во время работы очень много топлива, работал прерывисто - вода откачивалось отдельными порциями.
В книге «Друг шахтера, или двигатель для подъема воды огнем» Севери описал усовершенствованный паровой насос своей системы. Новый насос состоял из двух котлов и двух резервуаров, работавших попеременно, так что подача воды наверх шла без перерывов, не прекращаясь.
В 1707 году паровая машина Севери появилась в России. Царь Петр Первый приказал установить ее в Летнем саду, для того, чтобы качать воду из Фонтанки для парковых фонтанов. Машина поднимала воду на высоту 3 метров от поверхности земли. Её производительность была 3 бочки в минуту.