Павел Осипович Сухой

22 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Павла Осиповича Сухого — выдающегося авиаконструктора, одного из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-перехватчик Су-17.

С раннего детства Павел проявлял способности к точным наукам, особенно к математике и физике. Его незаурядные способности удивляли многих односельчан, и всем селом было решено собрать средства, чтобы отправить мальчика учиться в город. Так в 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.

Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», — позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.

В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве — в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.

Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 26-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера.

Тогда и началась конструкторская деятельность Сухого. Сначала он работал в Конструкторском бюро А.Н. Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института) и на заводе №156 – был инженером-конструктором, начальником бригады и заместителем главного конструктора. В этот период им были созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина» и другие. Он принимал непосредственное участие в разработке самолета «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолета Су-2, успешно применявшегося в годы Великой Отечественной войны.

Под руководством Сухого были разработаны серийные реактивные боевые машины: истребитель Су-7, скорость полета которого в 2 раза превысила скорость звука (произведено 1847 машин всех модификаций, из которых 691 самолет был поставлен на экспорт); истребители-перехватчики Су-9 (выпущено 1100 единиц); Су-11 (собрано 108 машин) и Су-15 (1300 машин); истребитель-бомбардировщик с изменяемой в полете геометрией крыла Су-17 (2867 самолетов). Конструкторское бюро Сухого спроектировало три совершенно новых базовых типа самолетов: фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла, армейский бронированный дозвуковой штурмовик Су-25 и истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27 (летает с 1977 года).

Павел Осипович так и не вступил в коммунистическую партию (хотя это и было необходимо для карьеры), не стал многозвездным генералом, даже звание действительного члена Академии наук не прельстило его. Для него все это было не основным. Главным в своей жизни он считал авиацию и те крылатые машины, которые он создал. А признание к нему приходило само.

Ролик, подготовлен Российским военно-историческим обществом совместно со ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и аэропортом Шереметьево, к юбилею Великой Победы. Мы помним наших героев!